Воссоздание горельефа с левой стороны храма.
Модель; пластилин; 1996 год
Храм Христа Спасителя вошел в жизнь России как главный храм страны.
Увидеть это грандиозное сооружение можно издалека. Гуляя по центру Москвы, трудно не заметить блестящие позолоченные купола. В храме потрясает все: величие, убранство, скульптура. Не верится, что 20 лет назад на этом месте был бетонный котлован.
В декабре 1931 года произошла трагедия: по распоряжению властей Храм Христа Спасителя был взорван. Позже на этом месте начали строить гигантское сооружение — Дворец Советов. Строительству помешала Великая Отечественная война. Работы остановили, и строители вернулись на это место только в 1958 году. За короткий срок возвели открытый бассейн «Москва», который просуществовал до середины 90-х.
Работы по воссозданию храма начались 7 января 1995 года, в праздник Рождества Христова. В этот день заложили первый камень в основание храма. Впереди — 5 лет титанического труда.
Честь воссоздания художественного убранства храма по праву предоставили мастерам Российской академии художеств, основанной в 1757 году. К работам привлекли специалистов высокого класса, которые использовали исторические фотографии, архивные материалы и сохранившиеся в Донском монастыре скульптурные фрагменты горельефов.
Для воссоздания скульптурных композиций храма академик и народный художник России Юрий Орехов собрал более 50 лучших мастеров из разных городов России и создал Фонд «Скульптор» при Российской академии художеств.
Всего за полтора года специалисты Фонда воссоздали 48 скульптурных композиций, в том числе 8 многофигурных, массивные горельефы и огромные тондо. Была проделана уникальная работа. Достаточно заметить, что у авторов в XVIII веке на создание оригиналов ушло 17 лет.
Воссоздание скульптуры велось по старым фотографиям, нередко плохого качества, зарисовкам, рисункам и рассказам. Работа шла в мастерских разных городов, но не смотря ни на что скульпторы пришли к единому пониманию стиля и выдержали единый почерк.
Возникало немало сложностей. Трудно было предугадать, как фигуры будут смотреться на расстоянии и высоте. Нужно было до мельчайших деталей повторить замысел авторов. Это удалось благодаря мастерству скульпторов Фонда. Поражает масштаб фигур: например, тондо в диаметре достигает 5 метров, а высота композиций — 4,3 метра.
Шли споры о материале горельефов. Церковь настаивала на исходном материале — доломите. Но недолговечный доломит выбрали из-за своей дешевизны, а по замыслу композиции хотели отливать из бронзы. В конце концов мастера убедили священнослужителей, и сегодня храм украшают бронзовые изваяния по изначальному проекту Николая Первого.
Реконструкция храма была завершена в 1997 году. Сегодня мы видим его таким, каким его видели в XIХ веке.
Обломки храма после сноса
Документальная съемка, Москва, 1931