
Это история становления простого паренька из семьи потомственных кузнецов в скульптора с мировым именем и множеством наград, в вице-президента Российской академии художеств, основателя и вдохновителя Фонда «Скульптор».
Народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, лауреат государственных премий, основатель фонда содействия скульпторам России «Скульптор».
Музей Юрия Орехова открыт в Москве в бывшей мастерской знаменитого скульптора.
Народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, лауреат государственных премий, основатель фонда содействия скульпторам России «Скульптор».
Однажды вы побываете во Франции. Гуляя по улицам Парижа, вы увидите что-то знакомое в бронзовой фигуре, одиноко стоящей на берегу Сены.
Подойдя ближе, вы узнаете в ней образ Пушкина. Сердце наполнится необычным и светлым чувством, а монотонный голос экскурсовода сообщит: это работа русского скульптора Юрия Орехова.
Орехов любил Пушкина. Его Пушкин украшает Минск, Баку, Париж, Вену, Рим.
Юрий Орехов родился 20 апреля 1927 года в Туле. Его семья жила скромной и непростой жизнью. Дядя Юрия был членом правительства. В 1937-м году он был признан «врагом народа» и расстрелян. Семью Ореховых выселили из квартиры, отца выгнали из партии.
В детстве будущего скульптора были и светлые моменты. Именно в то время у него появился интерес к творчеству благодаря учителю рисования и черчения, художнику Константину Скороходову.
Маленький Юра любил уроки Скороходова и стал посещать кружок рисования. В то время было принято посылать детские работы в газеты. Отправили и работу Юрия. Работу приняли и напечатали в «Пионерской правде»: уже в детстве Юрий Орехов получал первые призы.
Когда Юрию исполнилось 14 лет, началась война. Его с сестрой и двоюродными братьями эвакуировали под Оренбург. Через год он вернулся и поступил на завод «Электросчетчик» в Мытищах, где всю войну работал слесарем, изготавливая минные взрыватели и переговорные устройства. Одновременно Юра учился в вечерней школе. Ему и в голову не приходило, что когда-нибудь он будет создавать шедевры скульптуры.
Летом 1945 Юрий видит объявление о наборе в Строгановское училище. Он записывается на собеседование, судорожно что-то рисует и идет в приемную комиссию. Он практически не верит, что поступит, особенно когда видит работы других ребят. Но приемная комиссия замечает его желание учиться и допускает к экзаменам.
Конкурс колоссальный: 10 человек на место! Первый экзамен — рисунок. Юра рисует простейший натюрморт с тряпочкой. Выбирая куда сдавать — на живописное или скульптурное — решает, что у него нет ни навыков, ни практики живописи, и идет на скульптуру. Говорит, что скульптуру «руками надо делать, а руками меня на заводе кое-чему научили».
Юра сдает экзамены. В решающий день вывешивают списки поступивших, в которых он не находит свою фамилию. Приятного мало, но Юра не расстраивается, потому что понимает: не готов. Он уже собирается идти домой, но его взгляд падает на соседний список группы художественной обработки металла и находит свою фамилию! Его взяли как металлиста-лекальщика. Юрию ужасно не хотелось на металл. За войну он на нем и так наработался.
Группа была огромная, но быстро редела. Многие не справлялись. Но у Юрия было такое рвение, что остановиться он уже не мог.
Работа на заводе дисциплинировала и приучила к непосильному труду, поэтому учеба для Юры была приятным занятием. Он не вылезал из Строгановки, занимаясь до поздней ночи, пока не выгоняли. Постепенно группа сложилась в очень сильную, выпустив немало хороших художников.
Своим основным учителем и воспитателем Орехов считает Саула Рабиновича. Рабинович в каждом видел индивидуальные способности, направлял и развивал, поддерживал своих учеников. Рабинович оказал огромное влияние на Юрия. Неудивительно, что они стали друзьями.
Юра хорошо и с удовольствием учился, получил диплом с отличием. Большую практику он прошел у своих учителей на ВДНХ и после окончания Строгановского училища приступил к самостоятельной работе скульптором.
Еще в 50-е он стал получать крупные и интересные заказы. И он работал. У него не было другой жизни, только работа с утра до ночи. Вставал в
шесть—полседьмого, ложился не раньше двенадцати.
В результате у Юрия Орехова скопился внушительный список работ в России и за рубежом. Многочисленные памятники героям, воинам, писателям, городам. Мемориальные доски актерам и первому космонавту Юрию Гагарину. Скульптурные портреты и надгробия. Не было направления в скульптуре, где Орехов не попробовал себя.
В художнике Юрий Орехов ценил профессионализм, умение выполнить то, что нужно людям. Конечно, когда личное желание совпадало с заказанным, было приятно вдвойне. Такого сочетания он достигал, когда делал памятники Пушкину, Бутлерову, Лескову.
В честь Лескова Орехов вместе со своим сыном создал памятник-ансамбль. Ореховы изготовили скульптуры героев писателя, которые разместили на колоннах вокруг памятника. За эту работу отца и сына Ореховых наградили Государственной премией.
Он считал, что это тот материал, который должен выйти из рук самого скульптора, минуя посредника.
Работы, лично вырубленные им в камне, Юрий Орехов признает своими лучшими творениями.
Следующую премию, Ленинскую, скульптор получил за работу в Кремле. Для Мраморного зала им были созданы десять тематических композиций. Орехов получал премии даже не будучи членом партии, что по тем временам было невероятно.
В 1994 году начинается грандиозное возрождение Храма Христа Спасителя.
Юрий Орехов возглавляет воссоздание скульптурного убранства храма. Объем работ поражает: создается 48 композиций, в том числе 8 многофигурных. Юрий Орехов собирает более 50 лучших скульпторов из Москвы и Санкт-Петербурга и создает Фонд «Скульптор» при Российской академии художеств.
Возникало немало трудностей, но несмотря ни на что работа шла уверенно. Если в XIX веке при строительстве храма скульпторы работали 17 лет, то при воссоздании мастера управились за полтора года.
Специалистам приходилось до мельчайших деталей повторять замысел авторов, а повторять других всегда трудно для творческого человека. Но профессионализм взял свое, и работы скульпторов Фонда высоко оценила Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя.
Воссоздание скульптурного убранства храма — главная работа Фонда «Скульптор».
Юрий Орехов был удивительным человеком. Добродушным, с чувством юмора. С ним не было скучно. Он любил классическую музыку и литературу. Он был принципиальным в определениях, влюбленным в друзей, благожелательным к коллегам. И особенно ему нравился Пушкин. Орехов с радостью возвращался к образу поэта в своих работах.
«Самая большая ценность — это люди», — любил повторять он.
Потрясала его работоспособность. Юрий Орехов почти не отдыхал. «От чего отдыхать?», — спрашивал он и все время работал в мастерской.
В последний год своей жизни Орехов получает Президентскую премию из рук Владимира Путина.
Летом 2001 года Юрия Григорьевича Орехова не стало.
На 74-м году жизни он покинул этот мир.
Люди не вечны. Вечны камень, бронза, гранит. В своих творениях он сохранил память о выдающихся людях.
Его творения — сохранят память о выдающемся создателе.
Дело отца продолжает сын, Григорий Орехов. На него возложено руководство Фондом «Скульптор», за которым
и сегодня сохранилась великая миссия — содействовать скульпторам России.