В Москве открылся новый художественный музей, посвященный замечательному скульптору поколения шестидесятников, народному художнику России, академику Юрию Григорьевичу Орехову (1927—2001). Музей создан на средства его сына Григория Юрьевича Орехова.
Официальное торжество состоялось 28 сентября 2004 года. На церемонии открытия музея присутствовали представители правительства города Москвы, широкая общественность столицы, видные деятели культуры, коллеги и друзья скульптора.
В музей превращена бывшая мастерская Ю. Г. Орехова — залы старинного особняка, расположенного в одном из тихих московских переулков и, быть может, мало знакомого даже москвичам. Между тем его стены помнят И.Е. Репина: художник переехал сюда в 1879 году и провел в этом доме три года, наполненных напряженной и плодотворной работой. Здесь в основном был завершен «Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья Алексеевна в Ново-Девичьем монастыре», здесь же были начаты «Запорожцы».
Юрий Орехов — уже давно состоявшийся классик. Виртуозный профессионал, он имел успех и признание в Союзе и за рубежом. Орехов являлся вице-президентом Российской академии художеств, почетным членом академии изящных искусств города Каррары; лауреатом Государственной премии и Ленинской премии, обладателем Серебряной и Золотой медалей Российской академии художеств…
Многочисленные государственные премии и награды скульптор получал, не будучи членом партии, что по тем временам было просто невероятно. Уже в 70-е годы Юрий Орехов был постоянным участником международных симпозиумов по скульптуре, проводимых в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Кубе, и как правило, получал первые премии за созданные там произведения.
Орехов — художник яркого и многостороннего дарования, он активно работал практически во всех видах скульптуры. Его увлекали проблемы портрета и пластика малых форм, но особенно успешно скульптор претворял свои идеи в монументальном искусстве, явившись одним из наиболее интересных и значительных монументалистов России второй половины ХХ века.
Достаточно вспомнить блестящую Пушкиниану Ю. Г. Орехова – его Пушкин украшает Минск, Баку, Вену, Рим, Париж; превосходный памятник-ансамбль Н. С. Лескову в Орле, выполненный совместно с сыном Юрием Ореховым, за который авторы были удостоены Государственной премии СССР.
Всем москвичам известен памятник Владимиру Маяковскому, установленный перед зданием Государственного музея В. В. Маяковского — одно из лучших произведений скульптора; надгробие Андрею Миронову и памятник погибшим защитникам Белого Дома на Ваганьковском кладбище.
Несомненная удача и результат «многотрудного» делания скульптора — рельеф Владимирской Богоматери для храма Христа Спасителя.
Среди многих дарований Юрия Орехова не последним был дар деятеля, организатора, преобразователя. Точнее сказать: доброго деятеля, деятеля с золотым сердцем.
Юрий Григорьевич был общественником по душе, по собственному разумению «подправляющим» неточности божьего промысла, трудности судьбы коллег и друзей. Орехову обязан своим рождением Фонд содействия скульпторам России «Скульптор», Председателем Президиума которого Юрий Григорьевич оставался вплоть до своей кончины.
Фонд был и поныне остается единственной организацией, способной оказать реальную помощь и защитить его членов, как в юридическом, так и в финансовом отношениях. Через систему Фонда проходили многочисленные заказы по реставрационным и живописным работам, по установке памятников и монументов. А это означало, не в последнюю очередь и то, что художники, часто страдавшие из-за отсутствия работы, были востребованы.
Весь накопленный профессиональный опыт и организаторские способности Юрий Григорьевич направил на большое дело воссоздания скульптурного убранства храма Христа Спасителя. Важно было сформировать группу опытных и активных скульпторов, равных по масштабу авторам рельефных композиций храма, талантливым русским ваятелям второй половины ХIХ века П. К. Клодту, А. В. Логановскому и Н. А. Рамазанову.
Орехову удалось создать при Фонде «Скульптор» Товарищество скульпторов, объединившее более пятидесяти признанных мастеров из Москвы и Петербурга, и обеспечить творческое руководство всего комплекса работ.
Основная задача музейной экспозиции виделась организаторам в том, чтобы представить Юрия Орехова как уникальную личность, обладавшую редким сплавом дарований: и прекрасного разнопланового скульптора, и незаурядного общественного деятеля, прирожденного лидера, и удивительного человека, дарившего каждому, кто с ним общался, радость.
«Самая большая ценность — это люди», — любил повторять он. Этот страстный, увлекающийся человек был и генератором идей, и душой культурного сообщества, он воодушевлял и вовлекал в жизнь искусства людей разных профессий – от спортсменов до актеров театра им. Евг. Вахтангова, с которыми Юрия Григорьевича связывала многолетняя дружба.
«Частное», «человеческое» в рамках музейной экспозиции, посвященной Ю. Г. Орехову, оказывается «в фокусе», обретает такую же значимость, как и собственно профессиональная деятельность скульптора. В контексте музея образ Юрия Орехова становится, по сути, идеальной моделью Личности, высочайшей личности нашей отечественной культуры.
Сохраняя предметно-художественную среду традиционного музея, кураторы экспозиции стремились избежать «витринности», застывшей демонстрации «за стеклом». Их целью было создание «живой» музейной экспозиции, способной одновременно быть зоной деятельности и живого человеческого общения на любом уровне – художественном, обывательском...
Основу музейной коллекции составили модели наиболее значительных памятников Ю.Г. Орехова, как и сами памятники, великолепная галерея портретов видных деятелей культуры, друзей и родных художника, станковая пластика.
Особый интерес представляют присутствующие в экспозиции проекты скульптора, в том числе неосуществленные, эскизы, а также первоначальные варианты его некоторых монументальных работ. В коллекцию музея входят произведения разных лет, выполненные в различных материалах: гипсе, бронзе, мраморе, дереве.
В мемориальной части музея представлены полностью сохранившиеся предметы обихода, личные фотографии скульптора и его родных.
Открытый музейный фонд составляют альбомы с высококачественными фотографиями, раскрывающими во всей возможной полноте творчество Ю.Г. Орехова. Здесь можно увидеть то, что не вошло в экспозицию: студенческие вещи, среди них — мастерски выполненная дипломная работа; удивительные по пластике произведения 50—60-х годов, в которых зримо присутствует памятование о любимом Матвееве; бесспорные удачи 70-х — произведения, выполненные в рамках международных симпозиумов по скульптуре и принесшие Юрию Орехову мировую известность.
Часть музейной фототеки представляет личные фотоархивы, где через призму жизни академика Орехова запечатлелись важные события художественной жизни нашей страны последней трети ХХ века.
Расположенная в стенах бывшей репинской мастерской мемориальная комната Ю. Г. Орехова — смысловой центр всей музейной экспозиции. Здесь все осталось на своих местах, как было «при нем самом». По своему функциональному назначению — это и музейная экспозиция, и реальная гостиная с домашним буфетом и возможностями проведения здесь «камерных вечеров» или деловых встреч (в центре — большой стол, сделанный самим Ореховым, за которым он так любил собирать своих друзей, коллег по работе, видных деятелей культуры и науки).
Это по-настоящему свой, и для хозяина, и для посетителя Дом, осмысленный, теплый, добрый. Личные фотографии хозяина дома, 301 свободная экспозиция камерной скульптуры на подоконниках, масок и рельефов на стенах, рождает образ «живой», действующей студии-мастерской.
Экспозиция музея размещается не только в залах, но и во внутреннем дворике особняка, демонстрируя умение автора соединить свои творения с окружающей природой и средой. Пространство сада позволило выставить ряд великолепных монументальных работ Орехова.
В глубине дворика предусмотрен подиум — экспериментальная сценическая площадка, дополненная специальной конструкцией, которая выполняет функцию своеобразного экрана. Здесь планируется проведение концертов, юбилейных вечеров, торжественных мероприятий. Здесь же состоялась церемония открытия самого музея.
Особый интерес представляет расположенная на первом этаже мастерская, дающая представление о титаническом труде скульптора. Здесь находятся инструменты, которыми работал мастер, заготовки для скульптуры.
Особое внимание заслуживает оборудование, которое создавалось по проектам самого скульптора: в 80-е годы мастерская Орехова была одной из лучших оборудованных мастерских Москвы. Мастерская, тем не менее, не входит непосредственно в музейный комплекс, поскольку продолжает выполнять функцию рабочего помещения. Здесь продолжается настоящая, не затронутая музейными инсценировками жизнь — работают молодые талантливые скульпторы.
В одном из музейных залов, на первом этаже, размещается Фонд содействия скульпторам России «Скульптор». Дело отца продолжает сын — Григорий Юрьевич Орехов, на него возложено руководство Фондом, за которым и сегодня сохранилась миссия — содействовать скульпторам России.